Автодилеры по всей стране переживают, как будет реализовываться госпрограмма утилизации автомобилей. Горой за своих дилеров встал вице-президент по маркетингу и продажам ОАО “АвтоВАЗ” Максим Нагайцев, который рассказал корреспонденту AutoNews.ru, как все это будет происходить на ВАЗе. – Максим Валериевич, АвтоВАЗ отобрал для участия в госпрограмме утилизации 124 дилера. Но ведь у вас их свыше 400. Остальные не захотели участвовать? – Когда мы с Минпромторгом начали обсуждать формат участия АвтоВАЗа в этой программе, у министерства был интерес прежде всего к нашей сети. Потому что покрытие дилерской сети АвтоВАЗа, как вы понимаете, больше, чем у кого бы то ни было. Однако в программе должны участвовать и дилеры других марок, которых сегодня около 800, и чтобы не допускать серьезного перекоса в сторону ВАЗа, мы начали говорить не о 400 дилерах, а о максимальном территориальном покрытии минимальным количеством. У нас есть три категории дилеров, и они по своей численности примерно равны, примерно по 150 дилеров в каждой. Конечно, учитывая, что по программе утилизации понадобятся стоянки, персонал и т. д., мы отдали предпочтение дилерам первой и второй категории, потому что они, как правило, имеют самые большие площади (торговые площадки, стоянки и т. д.). Дальше мы посмотрели, какое количество нам нужно, чтобы покрыть регионы, и сократили количество дилеров. Мы отобрали тех, кто нам кажется подходящим для такого взаимодействия – быстрого и прозрачного. И, конечно, у нас есть собственная сеть, и мы учли и интересы ее развития. – А вообще желающих было больше? – У нас есть дополнительный список, мы его на всякий случай держим в резерве. Потому что интенсивность потока пока не очень понятна: то ли в первый день придет 100 тыс. человек или это растянется на три месяца, полгода, на которые программа предусмотрена. – Сколько дилеров изначально запрашивали участие? – Изначально вообще никто не запрашивал – мы сами выступили с инициативой по списку, который сами составили. Кто-то даже отказался. Но по мере того как мы информацию распространяли и предлагали ее в Минпромторг, появились люди, которые эту инициативу проявили. Мы, честно говоря, взяли дилеров и первой, и второй, и третьей категории, потому что в ряде регионов у нас просто нет первой и второй категории. Учитывалось достаточно большое количество факторов. Сегодня у нас абсолютно свободное волеизъявление, и если кто-то хочет, пожалуйста, мы на конференции (специальная конференция по программе утилизации. – Ред.) объявили о существовании списка, народ в курсе. Так что, кто хочет, в него попадает, но мы проводим дополнительную оценку. – На конференции вы сказали, что планируете продать 100 тыс. автомобилей Lada по этой программе, правильно? – Это очень важный момент. Мы говорим о нашей ГОТОВНОСТИ “прожевать” свыше 100 тыс. автомобилей, мы должны быть способны это сделать. Ну не захочет человек Lada покупать – мы силком тащить не будем. Но вот если они захотят, а мы будем не готовы – то за это нас можно пороть. Тогда с меня можно три шкуры спускать. Поэтому я всем пытаюсь объяснить, что мы не настолько оптимисты, чтобы готовиться к 200 тыс., но по крайней мере если будем готовы к половине – для нас этого будет достаточно. Во-первых, мы спокойно сможем пропустить количество меньше этого, а даже если количество автомобилей превысит этот показатель, то при такой готовности небольшое превышение допустимо. – А что вы подразумеваете под этой готовностью? В чем она выражается? – Она выражается как минимум в трех вещах. Во-первых, понятная, ясная процедура обслуживания клиента и выстраивания отношений с Минпромторгом и непосредственно с теми, кто автомобили физически утилизирует. То есть с точки зрения состава процедур, времени должна быть полная ясность. Поскольку это делается впервые, у нас нет стандартов, нет ничего и в какой-то мере все моделируется наспех – что-то ясно, что-то нет. Поэтому у нас сейчас идет бурная работа во всех подразделениях с дилерами, чтобы не было неясностей. Чтобы люди знали, как, что, куда бежать, что оформлять, кому передавать бумажку и т. д. Соответственно, вторая вещь – кадры. Дилеры должны быть обучены, и мы, АвтоВАЗ, в ряде случаев должны оказать поддержку. Ну, например, вещи, связанные с диспетчеризацией доставки этих машин. Ведь если каждый дилер начнет сейчас строить отношения с перевозчиками, договора заключать, то будет ряд сложностей. Мы подходим к этому вопросу централизованно и выделяем специальных людей, у нас будет целый штаб для работы с перевозчиками. То есть кадровая поддержка будет оказываться широкая: как у самого дилера, так и часть людей АвтоВАЗа будут работать для обеспечения этих процедур. И наконец, третье – это материально-техническое обеспечение, должно быть наличие площадки, возможно, дополнительных кабинетов, информационные материалы и т. д. То есть под готовностью я имею в виду три момента: процедура, люди и материально-техническое обеспечение. – Во сколько каждому дилеру может обойтись эта готовность, как вы думаете? – На мой взгляд, сегодня у дилеров дополнительных затрат не возникнет, потому что, как я уже говорил, мы взяли дилеров с высокой степенью готовности к продаже автомобиля по этой программе. Как вы помните, в последние три-четыре года мы реструктуризировали сеть АвтоВАЗа, заставили повысить стандарты обслуживания, поэтому многие из них “разогнались”: они имеют избыточные площади, персонал и пр. То, что мы делали до кризиса, работает сейчас на нас – мы инвестировали в сеть, дилер инвестировал, и сегодня мы имеем некое преимущество. Поэтому дилер сейчас только счастлив будет этой “дополнительной” нагрузке, хотя фактически она будет близка к номинальной. – Тем не менее на конференции вы озвучили, что будете поддерживать дилеров в ходе этой программы. Каким образом? – Наша поддержка – во-первых, деньги. Ведь по сценарию дилер должен ждать, пока Минпромторг расплатится: это деньги либо с рынка, либо собственный капитал, но он будет в течение какого-то времени задействован, отложен. Деньги стоят чего-то, поэтому исходя из банковской ставки мы рассчитываем затраты на этот капитал. Сейчас делаем точный расчет по дням, ставкам и т. д., со временем все будет понятно. То есть дилер, продав автомобиль по программе, отправляет на завод только ту часть денег, которую ему заплатил клиент. То есть мы 50 тыс. рублей просто “недополучаем”. Вот эти 50 тыс. рублей становятся “платными” для дилера. – Насколько платными? – Точных цифр пока у меня нет, но будем говорить об 1-2% из 5-7% дилерской маржи. Я хочу объяснить, что это обыкновенная практика – деньги стоят денег, и кто их предоставил, тот и получает за них компенсацию. Если дилеры заранее с нами расплатятся по программе, я им даже скидку дам. – Какую? – Такую же! Представляете, если бы сейчас какой-нибудь дилер спланировал собственные продажи по программе, заказал у меня машины заранее и перечислил бы деньги, чтобы я был спокоен и мог договориться с поставщиками, выпустить и собрать нужное количество автомобилей. Но только никто в очередь не выстраивается! (Смеется.) – ВАЗ также говорил, что сам готов утилизировать машины. Как это будет работать? И будет ли? – Здесь два очень важных момента. Во-первых, компания, которая признана утилизатором, вправе принять машины на утилизацию. И мы попросили Минпромторг отнестись к нам внимательно, чтобы у клиента не было необходимости бегать куда-то, искать утилизаторов по разным адресам, так как он пришел к дилеру. Было желание, чтобы у этого дилера и состоялся акт приемки. Мы попросили, чтобы мы были утилизатором – то есть тем, кто перерабатывает автомобили, и тем, кому дано право принять автомобиль. В этом нам оказано определенное доверие. В принципе, это распространяется на любого утилизатора, никому не запрещено принимать автомобили на утилизацию. Поэтому мы не просили себе какое-то особенное право, просто у нас оно будет реализовано таким образом, что мы не будем ограничиваться только печатями – мы попросили право не только ставить печать, но и право доставки на утилизацию у себя или где-либо еще. Теперь переходим ко второй части. Физически АвтоВАЗ в состоянии переработать какое-то количество машин. То есть привезти в Тольятти, разобрать на части. У нас есть собственная переработка промышленных отходов, которая работает в производственном цикле. В течение срока действия программы мы в состоянии легко переработать 10-20 тыс. машин. При этом у нас есть где их поставить, есть те, кто их будет разбирать, – все это у нас есть. Если мы напряжемся, создадим дополнительные усилия, повысим в три смены производство, мы сможем и 30 тыс. переработать. Но это не первая необходимость, так как АвтоВАЗу нет смысла становиться предприятием, которое реализует это как бизнес, потому что на самом деле по этой программе должны возникнуть утилизационные центры в Москве, Питере, Краснодаре, и задача – их нагрузить. Поэтому мы возьмем на себя обязательство принять у человека автомобиль и отвезти на эти заводы. – Ну а сам ВАЗ будет перерабатывать металлолом или нет? – Я же сказал, что 10-20 тыс. автомобилей мы готовы переработать без всяких проблем. Мы их не переработаем только в одном случае – если их нам никто не сдаст. Решение будет принимать не АвтоВАЗ, окончательно это будет решать Минпромторг. Мы не будем делать на этом бизнес. Пока мы взяли на себя ношу отвезти куда скажут, потому что у нас есть логистика. Если у нас не будет возможности отвезти куда-нибудь в Московскую область, мы привезем их к себе – и переработаем. – Вы уже в списке Минпромторга? Официальный список утилизаторов еще не опубликован. – Я не вижу с этим никаких проблем. Список Минпромторга составляется на основе двух критериев: наличие лицензии – которая у нас есть – по переработке всех вредных отходов, и второе – наличие мощностей по хранению и разборке, что мы тоже предъявили. У нас есть огромное количество дочерних автоцентров, в Тольятти, например, есть крупный автоцентр, на базе которого еще с советских времен всегда проводилась отработка технологий ремонта. – Это вы “АвтоВАЗтехобслуживание” имеете в виду? – Да, бывшая система “АвтоВАЗтехобслуживание”. Например, “Автоцентр-Тольятти-ВАЗ” имеет стоянку для хранения 2 тыс. автомобилей, он же имеет два десятка постов, где машины разбирают. Также у нас есть заводская логистика, которая все это позволяет отвозить в производство промышленных отходов. То есть не гараж, не забегаловка, а вполне серьезное предприятие, и у нас оно здесь не одно. – Что собой представляет это производство? Какое там оборудование? Шредер? – Там есть все необходимое оборудование для переработки тех отходов, которыми является автомобиль. Шредер там не нужен, потому что он стоит на тех предприятиях, где автомобиль не разбирают, – шредер им и нужен для того, чтобы машину целиком закидывать и потом уже сепарировать отходы. У нас это крупноузловая разборка, которая будет производиться на станциях, а потом уже отдельно: металлургия цветная, черная, чугун к чугуну, алюминий к алюминию – а дальше все это будет перерабатываться... Елена Костякова
|