Ремонт валов двигателей. Большинство неисправностей двигателей связано с износом, повреждением или даже поломкой валов - коленчатых, распределительных, вспомогательных, балансировочных. При ремонте двигателей нередко приходится ремонтировать опорные шейки (рабочие поверхности) валов. Независимо от конструкции и назначения вала можно выделить некоторые общие принципы ремонта, соблюдение которых позволяет обеспечить надежность и долговечность вала после ремонта. Основными неисправностями валов являются износ или задиры опорных шеек из-за повреждения вкладышей или втулок, а также деформация - искривление вала из-за перегрева шеек. В результате этого увеличиваются зазоры в подшипниках и нагрузки, в то время как условия смазки ухудшаются. "Естественный" износ шеек наблюдается при больших пробегах автомобиля и всегда достаточно мал - обычно не более 0,05-0,08 мм. Овальность шеек редко превышает здесь 0,02-0,03 мм. При этом поверхность шеек становится негладкой, имеет многочисленные круговые риски, царапины, канавки глубиной до 0,01-0,04 мм. Поэтому даже в случае правильной геометрии вал с такими шейками не может быть установлен без ремонта. Износ шеек после разрушения подшипников достигает иногда 0,5-0,8 мм, а в некоторых случаях до 2-3 мм. Овальность шеек при этом составляет примерно половину износа. Износ, как правило, имеет односторонний характер, что может существенно затруднить последующий ремонт. При ремонте валов должны быть выполнены следующие условия: 1) восстановлен (до исходного) рабочий зазор в соединениях с ответной деталью (или деталями); 2) восстановлено взаимное расположение рабочих и вспомогательных поверхностей; 3) восстановлено качество рабочих поверхностей. Пренебрежение хотя бы одним из указанных условий ведет к ускоренному износу и выходу из строя как самого вала, так и ответных деталей. Например, увеличенный зазор дает шум или стуки при работе, уменьшенный - приводит к задирам и заклиниванию. Искривление оси опорных рабочих поверхностей вала увеличивает нагрузки на опоры и износ подшипников. Из-за несносности рабочих и вспомогательных поверхностей ускоряется износ элементов привода вала (цепи, ремни, натяжении), а также нарушается герметичность уплотнений вала. Низкое качество отремонтированной поверхности - большая шероховатость и пониженная твердость, ускоряют износ и вала и сопряженных с ним деталей. Основными способами ремонта валов являются: 1. Шлифование опорных шеек в ремонтный (уменьшенный) размер - применяется для равномерно изношенных валов при наличии вкладышей (втулок) подшипников увеличенной толщины. 2. Правка с последующим шлифованием шеек в ремонтный размер - для деформированных и изношенных валов. 3. Наплавка или аварка (возможно с небольшим предварительным занижением размера шейки) с последующими правкой и шлифованием в ремонтный размер - для сильно изношенных и деформированных валов. 4. Аналогично п.3, но шлифование производится в прежний размер шеек - используется для вспомогательных и распределительных валов, где применяются, в основном, только втулки подшипников стандартного размера. 5. Аналогично п.3, но шлифование производится в размер, больший стандартного - применяется, в основном, для распределительных валов, устанавливаемых в изношенные и/или увеличенные в ремонтный размер опоры в головке блока цилиндров. 6. Правка без шлифования - применяется для не изношенных валов, имеющих большую остаточную деформацию. Независимо от способа ремонта следует придерживаться определенной последовательности ремонтных операций: 1. Дефекация и подготовка вала к ремонту. 2. Аварка. 3. Правка. 4. Шлифование. 5. Балансировка. 6. Полирование рабочих поверхностей. 7. Окончательный контроль. Рассмотрим более подробно основные операции. Дефекация вала проводится с целью определения методов и средств ремонта и включает: измерение диаметров и овальности шеек (наибольший и наименьший размеры); измерение биения поверхностей (направление и величина); измерение размеров вспомогательных поверхностей (хвостовик и т.д.). Перед дефекацией вал должен быть вымыт и просушен. Измерения диаметров шеек и хвостовика производятся микрометром. Опорные шейки измеряются в одной плоскости, за исключением визуально наблюдаемого одностороннего износа. В этом случае измеряются минимальные и максимальные размеры шеек, а также определяется направление износа. Иногда точно определить износ сложно из-за рельефа рабочей поверхности.
|