Кто бы мог подумать, что три дополнительные буквы в названии автомобиля могут означать такие изменения в его сущности. Мы-то привыкли, что индексами типа "GLS" или "GLX" обозначаются в основном уровни комплектации, означающие наличие или отсутствие тех или иных опций. Тем удивительнее было узнать, что приставка "GTS" в названии Opel Vectra обозначает не только максимальную комплектацию, но и изменение характера автомобиля. Получается просто какой-то Grand Tourismo Sport...
История болезни
Вообще-то у "Опеля" спортивные модели всегда получаются очень хорошо, на моей памяти не было ни одной провальной или просто неудачной. К примеру, Opel Calibra, популярнейшее и красивейшее спортивное купе середины 90-х. Хоть оно и привлекало покупателей прежде всего своей внешностью, а не "драйвом" (ехала Calibra как самый обычный автомобиль), пользовалось просто огромным для спорткупе спросом. Маленькая Tigra, пришедшая на смену "Калибре", была более спортивной, хотя и оснащалась сравнительно маломощными моторами, но тоже была весьма популярна на многих рынках. Предпринимались и удачные попытки создать престижные спортивные версии на базе серийных моделей. Про Opel Omega Lotus, оснащавшийся 340-сильным мотором, слышали многие. Что удивляет, так как машина, по-сути, эксклюзивная, выпущена ограниченным тиражом. А уж такие легендарные модели, как Opel Manta или Monza, вообще стали олицетворением своего времени.
Сейчас, правда, времена далеко не те. В гамме Opel давно не было настоящего "спортсмена", а единственное купе в гамме, созданное на базе серийной Astra, явно не являлось преемником легендарной Manta. Ситуацию срочно нужно было менять, и Opel, на удивление, сделал это очень оригинально. Спортивная "линейка" фирмы должна была быть представлена очень-очень спортивной моделью - такой, которая была бы "лицом" спортивного отделения. У Opel этим "лицом" стал Speedster - совершенно не типичный для этой компании автомобиль. Во-первых, он центрально-моторный: двигатель поперечного расположения находится в центре автомобиля, непосредственно перед задними колесами. Во-вторых, Speedster является чистопородным двухместным спорткаром, с легким кузовом из композитных материалов и весьма тесным салоном. И управляется он в полном соответствии со своими конструктивными особенностями: потрясающая устойчивость на поворотах и отсутствие кренов кузова.
Но это было только начало. Speedster, по определению не являющийся массовым автомобилем, был только символом, а для среднего покупателя нужна была более функциональная, более привычная, более "обычная" модель. И ею стала Opel Vectra в версии GTS...
Рациональный подход
Модель-"донор" для нового "скакуна" Opel выбрал очень удачно: Vectra на эту роль подходила практически по всем параметрам. Во-первых, это самая "свежая" модель, она сейчас находится на пике покупательского спроса, и новая топ-версия наверняка будет принята ими на ура. А если даже спрос на версию GTS и не достигнет запланированных показателей, все равно отсвет ее "блеска" попадет и на более "земные", базовые версии. Во-вторых, Vectra изначально получилась автомобилем весьма "драйверским". Немецкие автомобильные издания присудили ей престижнейшую награду "Золотой руль". Ну а в-третьих, именно спортивные версии автомобилей среднего класса сейчас наиболее популярны, а Vectra GTS приходит как раз вслед за новой Honda Accord Type-S и Ford Mondeo ST220.
Создавать на базе "Вектры" совершенно новый автомобиль, который поразил бы всех, в том числе и конкурентов, своей динамикой и ходовыми качествами, особого смысла не было. Дорого, рискованно и, в конце-концов, просто бессмысленно. Дорого потому, что любое изменение в конструкции автомобиля ведет не только к переналадке заводского оборудования, но и, самое главное, к полному циклу испытаний и доводки машины. Если же автомобиль отличается от "донора" почти во всем, бюджет тогда исчисляется уже в десятках, а то и сотнях миллионов евро. Рискованным это дело является потому, что даже при наличии самого лучшего в классе двигателя и шасси модель впоследствии может совершенно не пользоваться спросом. Ну а бессмысленной эту затею делают законы спроса и предложения. Сейчас в моде спортивные модели, подходящие для беспроблемной ежедневной эксплуатации, а не какие-то "монстры", с которыми может справиться только профессионал или гонщик. К тому же дополнительные "л.с." в европейских странах облагаются налогами, которые тоже не способствуют повышению спроса. Вот именно поэтому Opel Vectra GTS создали именно такой: скоростной и динамичной, но при этом комфортабельной и функциональной. Не чистокровным "спортсменом" вроде BMW M3, в котором нет ни одной кузовной детали от обычной "трешки", а очень хорошо настроенной и сбалансированной модификацией обычной Vectra 3.2.
Конструктивно версия GTS 3.2 почти не отличается от обычной 3,2-литровой "Вектры". Ни в подвесках, ни в ходовой части никаких серьезных изменений не произошло. Спереди - стойки "МакФерсон", а сзади - компактная многорычажная схема, эффективная в работе и удобная с точки зрения компоновки. Мотор серийный, коробка передач тоже, и отличить версию GTS от серийного хэтчбека Vectra можно только по оригинальным колесным дискам производства Irmsher и "обвесу" от той же фирмы. Кстати, спортивная версия GTS выпускается только в виде хэтчбека. И кузов типа "хэтчбек", соответственно, доступен только в версии GTS. Правда, для того чтобы заполучить Vectra с таким типом кузова, вовсе необязательно приобретать дорогой вариант с 3,2-литровым мотором, в продаже имеется и менее импульсивная версия с 2,2-литровым двигателем.
Вполне естественно, что для столь быстроходной версии Opel предусмотрел некоторые "навороты", способствующие повышению уровня безопасности. Речь идет не только о воздушных подушках безопасности, преднатяжителях ремней или о кузове с запрограммированными зонами деформации. Ведь в повседневной эксплуатации гораздо важнее, насколько автомобиль подчиняется водителю и насколько точно следует его командам. И для стремительной GTS предусмотрен почти весь "набор". Тормоза - дисковые, с вентилируемыми тормозными дисками на всех колесах, дополненные системой тягового контроля. Покрышки Pirelli P Zero - настоящая "обувка" для суперкаров. Кроме этого, в базовой комплектации Vectra 3.2 GTS предусмотрена система курсовой устойчивости, помогающая не только эффективно проходить повороты, но и спасающая водителя этой быстроходной машины от многих неприятностей. Работает система очень деликатно: выборочно подтормаживает одно или несколько колес, удерживая таким образом автомобиль на траектории. Датчик системы, расположенный прямо по центру автомобиля на днище, улавливает все колебания кузова и "определяет", едет ли машина еще по траектории или уже началось скольжение. Причем тип скольжения она также может определить, то есть сносит в повороте переднюю часть автомобиля или же начался занос задней оси. Определив тип скольжения, система выборочно подтормаживает одно или несколько колес, гася колебания еще в зародыше и не давая этому скольжению развиться в неуправляемый занос или снос. Также в случае необходимости система может снизить обороты двигателя до нужного ей уровня. Так что получается, что на самом скользком покрытии шансов уйти в кювет у водителя Vectra GTS очень мало: система притормозит заднее "внутреннее", по отношению к повороту, колесо, и автомобиль, словно бульдозер с заблокированной гусеницей, сам "зарулит" в поворот.
Полет нормальный!
Тест Opel Vectra 3.2 GTS начинался как нельзя лучше. Во-первых, он проходил в субботу, когда на городских улицах мало машин, особенно грузовиков. А во-вторых, представители компании "РМ Маркет", предоставившей на тест эту "ракету", очень легкомысленно оставили меня наедине с автомобилем, отправившись за документами к ней. И где оставили - на площадке возле "ромашки" - выставочного центра на пр. Машерова! Естественно, я не преминул воспользоваться такой редкой и уникальной возможностью: "поюзать" на ровной асфальтовой площадке хороший спортивный автомобиль.
Первым делом проверил, как разгоняется легкая переднеприводная машина с 3,2-литровым шестицилиндровым мотором. Поверьте на слово: отлично! На первой и второй передачах в процесс разгона то и дело вмешивается противобуксовочная система, начинающая мигать своим тревожным "треугольником" на панели при каждом старте. Работает она, между прочим, очень эффективно, так как есть лишь только легкий намек на пробуксовку, выражающийся в повизгивании "резины". Попробовал отключить систему, и на первой передаче GTS просто шлифовал асфальт. На второй-третьей пробуксовок не было, но все равно чувствовалось, как не хватает помощи антипробукосовочной системы: на каждом вираже "внутреннее" ведущее колесо опять отчаянно буксовало, мешая разгону. Пришел к выводу: ездить лучше с противобуксовочной системой.
Разгон с места и... нет, не до "сотни", а до того места, пока есть возможность оттормозиться перед стеной, больше всего напомнил поездку в классических "спортсменах" типа BMW M3. Та же ураганная динамика, та же невероятная тяга двигателя во всем диапазоне оборотов, те же перегрузки при ускорениях. И хотя М3 на разгоне почти в два раза быстрее "Вектры", ощущения от поездки на этих автомобилях схожи. Возможно, не только из-за разгона, который у Vectra GTS составляет 7,5 секунды, но из-за звукового сопровождения: два торчащих из-под заднего бампера глушителя выдают просто потрясающую "музыку". Не громкую и не навязчивую, однако хорошо слышимую в салоне. Мотор "звучит" где-то с 3000-3500 об/мин, а к моменту достижения стрелкой тахометра красной зоны его грубоватый низкий голос "срывается" на раскатистый звонкий "вопль". Просто как в рекламе: "меня можно не узнать, но трудно не заметить". Уточним: трудно не услышать.
Еще до поездки меня терзали смутные сомнения: а сможет ли легковушка среднего класса с тяжелым шестицилиндровым мотором легко "закручиваться" в повороты - развесовка-то у нее явно далека от оптимальной. Оказалось, что для Vectra дополнительный вес на "передке" не стал помехой: едет она именно так, чтобы еще раз получить "Золотой руль"! Если просто заходить в поворот, доворачивая руль и "играя" газом, Vectra GTS будет вести себя крайне корректно: слегка вылезать "мордой" наружу виража при превышении скорости и "заныривать" обратно при сбросе газа. Можно даже в этот момент резко ударить по педали тормоза: в занос Vectra все равно не сорвется. Более того, спровоцировать занос задней оси крайне трудно даже тогда, когда делаешь это преднамеренно! На площадке, насколько позволяли ее размеры, Vectra GTS успевала разгоняться почти до 100 км/ч, и в таком режиме "раскачать" толком ее так и не удалось. Отключение системы стабилизации также не превращает "Вектру" в неуправляемый снаряд. Машина становится чуть более склонной к сносу передних колес, но занос задних по-прежнему не реален. Контролировать нужно только положение педали акселератора: при отключенной электронике буксует машина безбожно...
Как ни странно, очень понравилась эта "заряженная" Vectra в спокойном ритме движения. Это, пожалуй, одна из немногих моделей, которой действительно все равно, на какой передаче ехать по городу: на третьей или на пятой. Ускорение в любом случае получается вполне достаточным, только на пятой при этом удается еще и топливо сэкономить. Так даже интереснее: "укрылся" в среднем ряду и ждешь свою "жертву", чтобы потом показать ей ее место. Что до плавности хода, то ее можно назвать удивительной. При такой отличной курсовой устойчивости и отменной управляемости Opel Vectra GTS каким-то образом смогла сохранить вполне приличную плавность хода. Отправившись в поездку на этом автомобиле, вы через пару сотен километров не будете с тоской взирать на водителей других, неспортивных, автомобилей. Подвеска далека от зубодробительной жесткости, поэтому на трассе вам не придется шарахаться от каждой ямки или дорожного стыка. На высокой скорости Vectra GTS вообще становится по-настоящему комфортабельной. В сравнении, конечно же, с другими "спортсменами", потому что для обычного хэтчбека GTS несколько жестковат. Особенно страдают колеса: низкопрофильные покрышки просто не предназначены для наших "направлений", и каждый стык или яма заставляет сидящего за рулем болезненно морщиться. Именно поэтому передвижение на этой машина в городской черте требует постоянной концентрации: нужно отслеживать, чтобы под колесами не оказалось слишком глубокой ямы, иначе и колесный диск можно расколоть.
Волк в овечьей шкуре
Пару недель тому назад, катаясь на новой Honda Accord Type-S, я обратил внимание на несоответствие агрессивности дизайна степени "спортивности" этого автомобиля. Внешне эта машина напоминала как минимум BMW M5, а ехала как обычная "массовая" легковушка. В ситуации с Opel Vectra GTS я столкнулся с полностью противоположной ситуацией: при отменных ходовых качествах, великолепной управляемости и потрясающей динамике "Вектра" внешне совершенно не соответствует понятию "суперкар". Да, конечно, стильные колесные диски от Irmsher и спойлеры, особенно передний, добавляют этому автомобилю агрессии, равно как и другие мелкие штрихи, но в том-то и дело, что только добавляют, в то время как вышеупомянутая Нonda внешне весьма стремительна и по-спортивному напориста даже безо всякого "обвеса". Впрочем, это даже и лучше: Vectra не провоцирует и не вызывает на бой, но при надобности может и продемонстрировать свои способности. Способности, нужно заметить, выдающиеся...
Интересно, что спортивная карьера модели Vectra в разные годы ее существования складывалась совершенно по-разному. К примеру, первое поколение модели, появившееся в 1989 году и пришедшее на смену заслуженной Ascona, оснащалось довольно мощным мотором в 150 л.с., предлагаемым для версии GT. С таким двигателем сравнительно легкая переднеприводная Vectra разгонялась с места до "сотни" всего за 8,5 секунды - результат, достойный хорошего спорткара того времени. Но еще более поразительной была версия Vectra Turbo, созданная с использованием агрегатов "одноименной" Calibra Turbo. Эта версия оснащалась 2,0-литровым бензиновым двигателем с турбиной, благодаря которой она развивала мощность 204 л.с. Можете себе представить: с места до "сотни" за 6,8 секунды! Vectra Turbo оснащалась полноприводной трансмиссией, из-за чего пришлось переделывать заднюю подвеску, в этой версии она независимая. Эти два "спортсмена" были весьма популярны на рынке, и для многих стало удивительным то, что после 1993 года на смену этим версиям пришла Vectra с тяжелым 170-сильным V6, и ничего более мощного после этого не предлагалось вовсе. Второе поколение модели Vectra вообще не имело спортивных версий. Роль суперкара в семействе исполняла все та же шестицилиндровая Vectra V6. Впоследствии на базе этой версии была выпущена модификация "i500", у которой мощность мотора была повышена до 195 л.с., но данный автомобиль является чуть ли не эксклюзивным, его предлагали лишь на нескольких рынках, а общие объемы продаж были очень невелики. Именно поэтому появление в гамме Opel Vectra третьего поколения спортивной модификации GTS можно считать символом возрождения былой славы, так как спортивные Opel вновь в моде!