Безопасность — одно из важнейших требований, предъявляемых сегодня к автомобилям. Насколько хорошо автомобиль защищает водителя и пассажиров, определяют краш-тесты.
Каждый производитель проводит собственные испытания машин. Как правило, результаты таких проверок не разглашаются. Обычные автолюбители могут узнать об уровне пассивной безопасности транспортного средства от некоммерческих организаций. Одна из наиболее известных методик испытания транспортных средств разработана EuroNCAP (Европейская программа оценки новых автомобилей).
Эта организация создана в 1995 г. такими авторитетными учреждениями, как Министерство транспорта Великобритании, Шведская национальная администрация автодорог, Международная автомобильная федерация FIA, Международная ассоциация потребительских обществ International Testing, а также крупными европейскими автомобильными клубами.
Все краш-тесты проходят по одному сценарию. Сначала эксперты отбирают популярные на рынке автомобили одного класса и одного модельного года. Затем анонимно закупают по две машины каждой модели.
Испытания проводятся в двух исследовательских центрах - английском TRL и голландском TNO.
Начиная с первых тестов 1996 г. и до середины 2000 г., рейтинг EuroNCAP был "четырехзвездочным", и включал в себя оценку безопасности автомобиля только при фронтальном и боковом ударах. Летом 2000 г. эксперты EuroNCAP ввели еще одно испытание - имитацию бокового удара о столб. А еще через два года добавили тест, оценивающий защиту пешехода при столкновении.
При лобовом столкновении машина разгоняется до 64 км/ч и врезается в перекрытие. При этом авто не должно деформироваться более чем на 40%. За это испытание транспортное средство может заработать 16 баллов. Столько же очков присваивают и за боковой удар: автомобиль разгоняют до 50 км/ч и ударяют боковой частью в деформируемый барьер.
О столб диаметром около 25 см автомобиль ударяют водительской стороной, предварительно разогнав его до 29 км/час. Этот тест проходят только те машины, которые оснащены специальными средствами защиты головы водителя и пассажиров, которые в несколько раз снижают вероятность получения водителем травмы головы при боковом ударе.
"Наезд на человека" осуществляется на скорости 40 км/час. При ударе о бампер, капот и лобовое стекло оцениваются перегрузки "коленей", изгибающие моменты "бедер" и коэффициент травмировнаия головы (HIC).
Кроме того, автомобиль может получить баллы за дополнительную защиту, например, за систему напоминания о непристегнутом ремне безопасности.