Все чаще туристы предпочитают узнавать незнакомые страны самостоятельно. Самый легкий способ – взять напрокат автомобиль и увидеть настоящую страну, без ее туристического лоска. На первый взгляд, арендовать машину очень просто: платишь деньги, садишься за руль и вперед. Однако в этом деле, как и в любом другом, есть масса тонкостей.
Прокатные агентства
Существует несколько типов прокатных агентств: крупные компании, которые имеют сеть филиалов, или частные фирмы и бюро, тесно сотрудничающие с международными авиакомпаниями. У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы.
Так, в международной компании автолюбителю позволят взять машину в одном городе, а сдать в другом, или даже в другой стране. Однако нужно знать, что крупные компании предпочитают работать по предварительному заказу. Из России забронировать машину можно через турфирму, авиакомпанию или по Интернету.
В то же время местные и национальные агентства готовы предоставить транспортное средство без предварительной записи. Кроме того, цены в таких компаниях примерно на 40% ниже. Однако чем мельче агентство, тем больше вероятность нарваться на неприятность.
Также можно взять машину сразу по прибытию в аэропорт без предварительного бронирования. Но это самый дорогой вариант.
Лучше всего арендовать машину в гостинице. Хотя цены здесь выше, чем в городе, но зато риск быть обманутым сведен к минимуму.
Оформление документов
Оформляя документы, необходимо понимать все условия контракта. Желательно, чтобы в услуги был включен неограниченный пробег. В противном случае, придется заплатить за каждый километр сверх прописанной нормы. В стоимость аренды могут входить и местные налоги, и страховка.
Всегда требуйте документ, который по-английски называется collision damage waiver. Он частично освобождает вас от ответственности за поломку авто.
По сведениям немецкого автоклуба ADAC, каждая четвертая прокатная машина имеет серьезные неполадки, а каждая десятая вообще не подлежит сдаче в аренду. Поэтому перед отъездом со стоянки прокатной конторы внимательно осмотрите автомобиль, запишите все недостатки (царапины, вмятины, сколы и трещины на стеклах и фарах, отсутствующие колесные колпаки, инструменты, коврики) в специальной форме. Потребуйте у сотрудника поставить роспись или штамп фирмы на своем экземпляре формуляра.
В европейских странах автомобили дают напрокат, если водителю уже исполнился 21 год. При себе нужно обязательно иметь международные водительские права. Опытным водителям машины доверяют с большей охотой, чем новичкам.
Еще один документ, без которого взять машину напрокат в Европе, хотя и возможно, но трудновато — это кредитная карточка с приличной суммой денег на счету. Агентства по прокату автомобилей не любят расплату наличными.
Местные нравы
Как правило, после того, как вы взяли напрокат машину, у нее в баке оказывается ровно столько бензина, сколько нужно для того, чтобы доехать до ближайшей заправки. Поэтому не забудьте заранее поинтересоваться, где она находится.
Перед поездкой нужно также ознакомиться с местными правилами дорожного движения и культурой вождения. Так, в Гоа вам предложат взять в аренду автомобиль с водителем. При этом в цену входит примерный пробег в день, а также деньги на еду и ночлег для водителя. За машину, взятую напрокат без водителя, придется внести больший залог. Ни в коем случае не оставляйте в залог документы - потом у вас могут начать вымогать деньги за царапины или еще какую-нибудь мелочь.
Не каждый решится взять автомобиль на прокат в Турции, хотя эта страна и является одной из самых посещаемых туристами. Теоретически там правостороннее движение, но на практике турки часто мчатся посередине дороги и не желают никому уступать, полагаясь на волю случая. Особенно осторожным следует быть ночью - машины могут ездить без включенных огней и останавливаться прямо посреди дороги.
Запомните: в какой бы стране вы ни оказались, главное – соблюдать местные правила дорожного движения и не испытывать судьбу на дороге.