Мировые автопроизводители увлеклись строительством медиамиров в Интернете. Практически у каждого теперь есть свое представительство в виртуальной реальности Second Life, автозаводы запускают круглосуточные видеоканалы (например, Mercedes-Benz), топ-менеджеры открывают собственные блоги, где каждый желающий может пообщаться и задать животрепещущие вопросы. Как выяснилось, нам пока до такого демократизма далеко. Представители иностранных автокомпаний в России ведут себя гораздо более закрыто и предпочитают “не светиться” в популярных сетевых ресурсах.
Представительства иностранных автокомпаний в России заявили, что пока не готовы рассматривать альтернативные сетевые ресурсы как возможность для коммуникаций с потребителем. Речь идет о блогах – крайне популярном в последнее время сетевом формате. Блог – это разновидность онлайнового дневника, который позволяет выкладывать в сеть разнообразные записи, а также фото и мультимедиа. Развитие блогосферы сегодня приобрело такие масштабы, что мировые компании уже не могут игнорировать эти информационные ресурсы, которые прямо влияют на формирование общественного мнения по тому или иному вопросу. Люди, которые не стесняются выражать свою точку зрения в Интернете на приватных web-страничках, в США, например, уже уравнены в правах с журналистами. Рост судебных случаев с участием блоггеров также демонстрирует, что крупные компании порой очень даже серьезно относятся к подобного рода “писательству”.
Дошло до того, что на прошлой неделе Toyota официально ввела в штат должность “читателя блогов”, хотя на официальном языке это называется “корпоративный менеджер по медиаисточникам, созданным потребителями”. Человека, в прямые обязанности которого будет входить чтение блогов, форумов, персональных сайтов, посвященных бренду или пишущих о нем, просмотр и добавление комментариев, зовут Брюс Эртманн. Вот такой вот интерактивный прогресс.
В России блоги также являются весьма популярным сетевым форматом и, возможно, его можно было бы как-нибудь эффективно использовать. Однако представительства иностранных автокомпаний пока не склонны воспринимать такие ресурсы как серьезные источники информации. “По наблюдениям, блоги – еще не сформировавшийся формат в плане объединения автолюбителей, – считает президент автоклуба toyotaclubs.ru Дмитрий Суханов. – Большей частью это приватные страницы без определенной тематики. Но существуют сайты, которые не попадают под определения как блога, так и автофорума. На такие сайты можно обратить внимание”.
Пока общение с потребителем ограничивается довольно официозным и не всегда оперативным форматом “вопрос-ответ” на некоторых автофорумах и в онлайн-конференциях. Правда, большинство автопроизводителей признались, что все-таки придают большое значение интернет-контенту, поэтому в последнее время многие начали активно участвовать в разного рода электронных проектах.
“Я уверен, что польза от такого общения обоюдная, – говорит менеджер по связям с общественностью компании “Северсталь-авто” Сергей Ильинский. – Мы получаем реальные отклики клиентов из первых рук, по мере необходимости помогаем в общении с дилерами и сервисными станциями. С точки зрения клиента, как мне кажется, онлайн-присутствие представителей импортеров в интернет-пространстве только укрепляет репутацию марки, поскольку практически в любой момент времени есть возможность прямой связи и консультаций с авторитетными специалистами”.
Тем не менее, прямой контакт с иностранным автопроизводителем в России пока еще практически невозможен. “Уровень нашего общения через Сеть пока не очень велик, – говорят в представительстве Nissan. – Помимо того, что мы предоставляем информацию журналистам, мы делаем микросайты, посвященные отдельным моделям или мероприятиям, иногда выходим на форумы, но не на постоянной основе. Понимаем возрастающую важность в том числе и блогов, но пока до этого не дошли. Это – задача на будущее”.
“Действительно, в Европе и Америке разнообразные форумы уже давно являются признанным каналом общения с потенциальными клиентами и так называемыми оpinion makers, чье мнение обладает определенным авторитетом для представителей целевой группы, – комментирует PR-директор Audi Мария Лямшева. – В России к этим технологиям пока относятся с опаской: слишком это неформально, контролировать дискуссии часто бывает сложно, информация может искажаться, переходя из уст в уста”.
Однако, судя по всему, скоро все может измениться – российские офисы пойдут по стопам своих зарубежных коллег. В представительстве General Motors рассказали, что рассматривают многочисленные блоги и клубы как новый вид медиа и в настоящее время размышляют, как с ними лучше взаимодействовать. В Audi также пообещали начать активно использовать форумы и блоги, поскольку “считают себя прогрессивной маркой и с интересом относятся к новым тенденциям”. По словам М. Лямшевой, уже 26 октября в Москве откроется новый Международный кинофестиваль авторского кино “Завтра” / 2morrow при поддержке “Ауди Россия”, где наряду с международным жюри, состоящим из кинематографистов, будет работать жюри блоггеров.
Культура – это, конечно, хорошо. Ну а для нас важно все-таки, чтобы автопроизводители стали поближе к простому народу: чтобы в случае чего всегда можно было пожаловаться или внести дельное предложение.